… и как ее решить.
Итак. Главная проблема русскоязычных МАДов: плохие тексты. Слабые описания локаций. А именно:
Скудность и однотипность описаний. Как будто бродишь по копипасте. Читать вслух описание из двух строчек ну просто особо и желания нет даже. Такое ощущение, что мы говорим не на языке Пушкина и Ко, а на каком-то примитивном диалекте из 200 слов с забытого богами туземного острова. В МАДах блин нет картинок. Без текста нормального комната представляет собой закрытый ящик стола. Ну вот вас запереть в этот ящик незнакомый без света — и тремя словами описать как там. Ну что, интересно будет в нем сидеть и исследовать соседние ящики в темноте на ощупь? Описание = пролить свет внутрь ящика. И вот — сразу видно, что там не просто загадочная пустота, а взаимосвязанная высокохудожественная живая фэнтези экосистема. Ням.
Низкая детализация описания локации, которая не дает читающему как следует представить себе что собственно в этой виртуальной из виртуальных (материальная точка, @#$%) локаций происходит. Не вливает атмосферу в уши. Нет детализации — нет атмосферы. Билдер, наколи мне опиши жучка, который прячется в щелке городской стены. Расскажи чем пахнет. Что слышно. Раскрой органы чувств читающего, мать твою! Расскажи ему, что он (его персонаж) чувствует в этой локации. НАПИШИ ТРИ САНТИМЕТРА ТЕКСТА, МАТЬ ТВОЮ! Не один сантиметр, а три. А лучше 10. А лучше две страницы А4 12 кеглем с полуторным интервалом. И еще картинку нарисуй в дополнение (но чтобы можно было ее посмотреть лишь дочитав описание). Ням-ням.
Перебивание атмосферы МАДа «леваком»: описаниями и артефактами из сторонних вселенных. Есть МАДы, в которых подобная мультивселенчатость является фишкой — я не фанат такого, но без б, претензий по данному пункту к ним нет (хотя описания там тоже паршивые, прости Пруль). НО. В тех же Былинах новичок встречает вместе ожидаемого древнерусского фольклора или хотя бы какой-то его имитации неуместную армейщину и прочие артифакты реального мира, которые там совершенно не к месту. К этому пункту я также отнесу и Дримлэнд (чую, после этой заметки моего чара там посадят в темницу) — который все же является вполне себе фэнтезийным миром, но туда чего только не натыкано, вплоть до растафарианства и анонов. Ну понятно, что удалить это все или переписать у админов рука не поднимается. Во-первых, для многих МАДы — это такой ностальгический виртуальный памятник молодости. И с этим описанием они блин 20 лет назад начинали играть в МАД. «Ну как его удалить?», — думает типичный иммортал. А вот так — поменять на нормальное описание, чтобы новичков не мучили различные физиологические позывы. Ну и вторая причина (или десяток причин) — человек не чувствует, что это косяк (ну не всем дано быть дизайнерами, мопед не мой); глаз замылился; в целом пофигу и проч. проч. проч.
ЧТОА делать собственно?
Ответ я уже озвучивал в ру-МАД сообщенстве, много раз. И в заметках на этом сайте уже писал. Но сейчас конкретно хочу на это бревно указать:
Делать открытый МАД.
Открыть исходники текстов МАДа и пригласить всех желающих над ними работать. На гитхабе, гитлабе, битбакете, сурсфорже.. ну в любом месте короче. Но лучше на гитхабе, т.к. он самый, драть его мелкософтовскую задницу, популярный; соотв. проще будет там собрать энтузиастов.
Сейчас все иммы как Кощеи на злате сидят на «своих» текстах и никого не подпускают. Запрятали яйца, берегут от врагов, которые АЙАЙАЙ счаз придут и все украдут и сделают копию их МАДа пиратскую, только лучше и все игроки к ним перейдут, кароче караул! Корованы угонют, охрану дворца перебьют, деревянные домики пожгут, жуть короче.
Ну ёл-палы. Никому МАДы у нас не сдались. Запускать новый МАД — не найти человека, которому было бы это интересно, тем более с коммерческой точки зрения. И тем более не найти человека, который бы запустил новый МАД с ворованными текстами. И если вы опубликуете тексты с лицензий вот прямо щас — все равно никто не сделает МАД с этими текстами блин. Не нужны никому МАДы. А чтобы стали нужны — нужны нормальные тексты. А чтобы они появились — надо проект сделать открытым, open-мать-его-source. Вот такой замкнутый круг. Тогда через какое-то время может повезти сформировать сообщество, которое будет над этими горе-текстами сообща работать. Среди этого сообщества может опять же повезти найти годного пейсателя, а может даже и двух, которые постепенно все напильником обточат. И перестанет быть так стыдно и плохо, и станет все хорошо и Путин уйдет на пенсию и настанет Прекрасный МАД будущего.
Короче вот. Такие дела. Без опен-сурса мы с нашим богатым русским языком обречены сидеть с томиком Дарьи Донцовой.
Мне вот просто некуда людей направить поиграть. Нету у нас руМАДа, про который я мог бы приятелю сказать: «Во, попробуй поиграй, это нечто офигенное, как книга, только лучше». Потому что руМАДам до книг средней паршивости — как до Луны сейчас. Такая печаль.
Кто это будет делать — не ведаю. Я лишь вижу проблему (субъективно и все дела) и высказываю точку зрения. У меня была идея запустить такой открытый проект, но сейчас я просто физически его не потяну, т.к. уже занимаюсь двумя @#$% играми, которые едят все мое свободное время. Посему надежды на иммов существующих МАДов. Пусть самый активный выпустит свой МАД в открытое плавание. Не бойтесь, это не больно. Вон у меня рогалик полностью опубликован и ничего, живой. Только хорошеет с каждым днем.
Не бойся, это не больно (с)
Обсуждение статьи:
Часть 1. Открытые тексты = спойлер?
Marrim
дело не в воровстве кода, а в том что если код и зоны в открытом доступе, то «исследовать мир» будут читая исходники и файлы зон.
Это большое заблуждение.
1) 90% игроков — казуалы, которые играют для фана. И никто из них не будет исходники эти читать, ломая себе фан.
2) в МАДы играет три калеки. Ну то есть почти никто не играет (тут ничего обидного нет — в мой онлайн рогалик тоже почти никто не играет по причине его зубодробительной сложности). Тут выбор стоит — между выживанием жанра и его вымиранием. Возможность спойлеров (которые будут юзать манчкины, которые меньшинство; см. пункт 1) — это приемлемая невысокая цена за качественный контент.
3) что толку от того, что манчкины прочитают файлы зон. Это не дает автоматом эти зоны пройти, лишь какое-то подспорье (которое убивает фан, опять же). Ну и в идеале — отделить описания лок от триггеров, ловушек и прочих сюрпризов.. тогда спойлер мало что даст даже манчкинам.
Итого — на кого ориентировать МАДы? на горстку хардкорщиков, которые готовы опуститься до читерства подсматривая зоны или для широких слоев геймеров, которых можно привлечь в игру (и в жанр в целом) благодаря качественному контенту? Контенту, которого сегодня нет ни в одном руМАДе.
Всегда будут закрытые МАДы. Да сейчас черт вас дери все руМАДы закрытые. А вот открытых нет. Так что тут или пан или пропал (жарн).
Marrim
«Рогалики и интерактивная литература — два родственных мадам жанра, которые нынче процветают»
Кто вам рассказал подобную чушь, сэр? Рогалики на пост-советском пространстве стагнировали с уклоном в медленную деградацию. Про интерактивную лит-ру не скажу, но по моим ощущения это еще более нишевая и малочисленная субкультура, чем МАДы.
И напомню, в моем заметке речь шла не о выкладывании внутренностей МАДа в опен-сурс. А в выкладывании текстовых описаний локаций. чтобы их привести в чувство. Запрячьте свои триггеры поглубже; оставьте тайны покрытые мраком в загашниках серверов. не надо выкладывать весь код. Нужно выложить описания.
Программированием МАДа можно успешно заниматься небольшой командой. Но вот нормальные локи прописать — это нужно быть или про-писателем, которые угорает по МАДам (пока такие видимо отсутствуют) или использовать коллективное творчество.
Часть 2. Невозможно писать тексты сообществом?
Oreolek:
Открывание исходников — так себе идея для качества текстов.
Это работает для кода, потому что код — он функциональный. Не так важно, если он написан в разных стилях, где-то ужасен или содержит странные пасхалки, если он работает.
Текст — это художественное произведение, и он должен быть цельным. Чтобы причесать труд нескольких авторов в одном проекте, нужен отдельный редактор. Основная проблема даже открытых ВНок — найти главного сценариста, а в MUDах объём работ ещё хуже.
А ещё автор не заметил, что исходники «Былин», виртустана и ещё дофига чего давно открыты и лежат на Github, например: https://github.com/prool/virtustan-mud/blob/master/lib/world/wld/110.wld
И, блин, ставить рогалик, которому 13 месяцев от роду, в пример цельности MUDам, это вишенка на торте.
Начну с персонального: прежде, чем писать что-то о рогаликах (и выискивать сколько там ему месяцев от роду) стоит хотя бы чуток разобраться в вопросе. Историю моего рогалика можно почитать тут: https://tangaria.com/history/ . По сути ему больше 30 лет; ну а я за 2 года на его основе создал свой мир, которые выложен в открытый доступ.
Далее. Насчет цельности текста. Расскажите это, пожалуйста, авторам существующих МАДов, где тексты наштампованы десятками непрофессиональных авторов, у каждого из который свой стиль. И ничего — живут МАДы. Получается эдакие «функциональные» описания, которые «работают». Если же наше сообщество возьмется сообща за один МАД и вложит в него в меру сил коллективную русскую словесность — это явно будет лучше текущих огрызков.
Безусловно, художественный руководитель («главный редактор» этого открытого МАДа) крайне желателен. Такие люди обычно постепенно вырастают из сообщества. Но если сообщества нет — то и вырасти ему неоткуда. Поэтому можно и без него по началу — для этого нужно коллективно написать некоторое ТЗ и guidelines касательно художественного стиля.
Напиратенные исходники Былин — это сложно назвать выложенным в открытый доступ МАДом. Ну это как сейчас начать разработку Windows 11 на основе украденных исходников десятки. Про Виртустан — это очень нишевой и специфический проект одного человека, и этот МАД воплощает его индивидуальность. Поэтому на мой взгляд он не очень подходит для подобного открытого проекта.
Вариантов 2:
1) открывать исходники одного из традиционных «больших» русских МАДов
2) запиливать открытый МАД с нуля
Первый вариант во многом предпочтительней, но и у второго есть плюсы… В общем, поживем — увидим. Я просто озвучил свои мысли (в очередной раз). Будет ли на это реакция — сомневаюсь. Но посеять зерно нужно… Когда-нибудь оно может где-то проклюнуться.
Часть 3. Дискуссия с Marrim: рогалики, ADOM, DragonRealms и статистика
Тут я просто приведу публичную переписку в нашем MUD дискорд канале с товарищем Marrim:
Рогалики и интерактивная литература — два родственных мадам жанра, которые нынче процветают
кто вам рассказал подобную чушь, сэр?
Просто посмотрел рейты продаж игр от Choice of Games.
Посмотрел рейты продаж адома.
Сравнил с несуществующими нулевыми рейтами непродаж мадов.
И вообще, мой мад моя песочница, и других я туда не пущу. Странно требовать от меня чтобы я что-то там выложил. Мне тысячи игроков не нужны, их все равно сервер не выдержит.
ну ты лучше изучи онлайн (продажи ты там вряд ли найдешь) того же dragonrealms
при чему тут рогалики
нам есть с чем сравнить — англоязычные МАДы
В рогалики играют миллионы людей
В мады — десятки
заблуждение
Самый популярный англомад имеет онлайн порядка 600
в рогалики играют тысячи людей (не путай плз рогалики и дичь вроде биндинг оф исаак). из них в мультиплеерные рогалики играют десятки.
точно также можно сравнить МАДы с книгами
Ерунда, в адом играют миллионы
книги читают миллиарды людей
а в МАДы играют тысячи
Книги не так близки мадам по духу как рогалики
оооок. https://steamdb.info/app/333300/graphs/ — изучай. онлайн АДОМа — 30 человек.
Впрочем это неважно. Пусть рогалики неродственны мадам. Что дальше?
где твои миллионы? 🙂
Finntroll (Аладон): угу, принцип «умер — всё потерял» , это про большинство мадов и больнее всего бьет по психике играющего)
Какой нафиг онлайн. Это синглплеерная игра
это залогиненные в стиме люди.
а в адом играют в стиме в основном
А я нет
в общем, ты зря на тему рогаликов пытаешься что-т говорить
ты не компетентен в них. я так же не компетентен в эндгейме МАДов, как ты в рогаликах)
Не вижу смысла спорить. Я не понимаю, что именно ты пытаешься доказать, или тебе важно опровергнуть мое незначимое наблюдение?
вот тебе реддиот адома https://www.reddit.com/r/ADOM/
1500 тел
это ноль без палочки
я не спорю, а просто опровергаю твои неверные предположения, которые ты высказываешь на тему моей заметки
миллион игроков в АДОМ.. это как бэ подтверждает уровень твоей компетенции в предмете данного спора
Т.е. я дурак и можно меня игнорить?
я не говорю, что ты дурак. я говорю, что конкретной в этой области (рогалики) ты не компетентен
кстати об АДОМе — это далеко не лучший из рогаликов
Лучший, но это субьективно
Я не знаю как посмотреть продажи в стиме
Но навскидку мне кажется что в адом играли миллионы людей
Мб сотни тысяч
Уж точно не десятки, как в любой мад
про рогалики и АДОМ в частности я вчера как раз заметочку накатал
«Как выбрать рогалик»
(удобно писать заметки, чтобы одно и тоже не повторять в новых обсуждениях)
Т.е. рогалики на несколько порядков популярнее и известнее чем мады
Извини, но я играл в много разных рогаликов и как-нибудь сам выберу.
Рекомендую — адом, катаклизм дда, думрл
ну замечательно. в общем, спасибо за комментарии, думаю мы все выяснили)
Ладно, с рогаликами проехали, как это подтверждает необходимость опубликовать внутренний контент мада?
С рогаликами я сравнивал дишь потому, что рогалик может чебе позволить опубликовать сорцы (точнее равки).
А в маде это будет спойлер
99% играющих сейчас в неронис были бы крайне рады заполучить исходники всех зон, т.к. ненайденных секретов в мире дофига
Тангар, мады это по сути песочницы для их авторов
Если на моей машине езжу только я и члены моей семьи — разве это плохо? Я не хочу раскручивать свою машину
оок. никто не запрещает тебе возиться в своей песочнице ) я ж про другое. про то, что этот жанр — супер-перспективный. и его важнейшая проблема в ру-пространтсве, которая мешает его развитию — плохие тексты. кто не понимает, что такое хорошие тексты — просто рекомендую поиграть в англоязычные МАДы, тот же dragonrelams
Смотреть на мад как конкуренцию для современных ммо это просто… Ну, странно.
Мад это виртуальный мир где ты можешь чето сделать, это для меня как играть в майнкрафт.
Я играл в Carrion Fields.
Там все те же «проблемы»
я не играл (в CF). но насколько я наслышан за него — это чисто ПвП МАД
там за другим приходят, не читать
Нет, это хардкорный рп мад
Там вообще даже нельзя ооц говорить вслух
поиграй в dragonrealms. ну или мои стримы глянь
То что он при этом еще и пвп, не отменяет рп
если не ясно о чем я говорю
(а видимо не ясно)
И кстати с десками там еще лучше, стандарт очень высокий
Встречное предложение — поиграй в carrion fields
за сим откланиваюсь. нет времени на болталки попусту)
Вооооот, ни у кого нет времени
Я тоже убежал
Но на фразу что в цф приходят «не читать» просто фейспалм у меня
Ты уверен что ты компетентен в вопросе мадов?
Без обид, вот серьезно.
что-т я не вижу тут CF.. http://mudstats.com/Browse
DragonRealms+Gemstone IV онлайн за 30 дней средний 1000+ человек.
http://mudstats.com/World/Carrionfields — 14
Да, вот именно
Цф это типичный англомад
И он так же полупуст как и наши
у тебя что-т с цифрами нелады. то в АДОМ миллионы мерещатся.. то CF выставляешь эталоном)
И тот же самый срач и плач там на форумах
Про драгонреалмс я даже и не слышал никогда
ну вот видишь онлайн высокий в DragonRealms+Gemstone IV ? он там такой во многом потому, что там хорошие описания.
) самый топ МАД, а ты о нем не слышал))
лан. все, покедова..
Самый топ мад это aardwolf
Topmudsites то я смотрю
Этот драгонреалмс это точно мад?
Тока аард он как наши былины.. онлайна вроде много, а поскребешь — мульты и боты
95% афк перманентно
В общем, я не верю
Если кто-то сделал онлайн игру с элементами мада и набрал 1000 онлайна, круто. Но не настолько чтобы я поверил что мады не устарели.
И почему ты считаешь, что это благодаря описаниям?
Это клево, когда дески не вызывают отторжения, но я предпочту играть в мад с интересным геймплеем, тактикой, квестами, но слабыми десками, чем в симулятор хождения но с крутыми десками.
«Самый топ мад это aardwolf»… огоспади. ну я ж ссылку выше кидал на мадстатс. ты не то смотришь. надо смотреть рейтинги мадстатс — там онлайн. а ты смотришь проплаченные рейтинги, где счетчики посещаемости накручивают
кури http://mudstats.com/Browse
AardwolfMUD 258. впрочем мериться чужими пиписьками — странное занятие, когда речь о своих
«не верю» — ну я как бэ не пытаюсь тебя ни в чем убедить. ты озвучил свою позицию, высказал возражения, я их прокомментировал. далее расходимся и занимаемся своими делами.
единственное — из дискуссии с тобой стало понятно, что ты не в теме и не желаешь в тему вникнуть. я не способен далее адекватно участвовать в дискуссии тон которой «не читал, но осуждаю». ты привел цифры высосанные из пальца — я привел фактуру конкретную со ссылками на источники. ну сторонники плоской земли — хоть ты им 100500 ссылок на источники — не поверят, что земля геоид. ну ооок. давай закончим этот холивар, коль он перешел из предметного обсуждения в рассуждения на тему веры 🙂
Арсин/Архант: Так насчет чего вы спорили и что пытались доказать друг другу?
я не спорю, а отвечаю на замечания по своей статье
Cуть в том, что я говоря об описаниях руМАДов сравниваю их с англоязычными МАДами. И чтобы понять о чем я говорю, надо поиграть в годные англоязычные МАДы (например, в DragonRealms). И тогда не будет разговоров на тему того, «что мады не устарели». ЭТО НЕ ТАК. Собственно причина, почему я возвращаюсь к обсуждению МАДов периодически — это очень перспективный жанр онлайн игр, в котором можно реализовать то, о чем и не снилось современным MMORPG
(см. мое древнее видео на тему https://www.youtube.com/watch?v=yc6b6Ij_wjI ).
Если уж на скудном английском языке (ну ок, Шекспир ничего, но там не красота языка, а скорее смысловое наполнение рулит) — есть крутые МАДы.. то уж в нашем «читающем» русскоязычном сообществе (не просто в РФ, а вообще в мире — между прочим русский язык второй по популярности в интернетах) и с возможностями русского языка (не буду перечислять русскую классику, которая во всем мире признана лучшей) — уж точно есть для этого задел. Об этом и идет речь в моей статье.
UPDATE: спустя пару месяцев камрад написал:
[05:10] Marrim (Неронис): Вспомнил старый разговор, который у нас тут был, о рогаликах и мадах. Интереса ради таки заморочился найти данные про то, сколько людей играли в ADoM:
https://steamdb.info/app/333300/graphs/
В стиме по разным данным от 20к до 130к. Числом игроков до стима можно пренебречь (их вероятно на порядки меньше, доступная тайловая версия только там появилась). Числом играющих в пиратку тоже можно пренебречь, глядя на число скачиваний по всем раздачам ADoM в рутрекере.
Правда, есть ещё gog.com, лично я покупал именно там. Увы, не знаю как оценить число продаж в гоге.
Думаю, окончательный вердикт — десятки тысяч игроков. Не миллион конечно. При этом адом считается одним из столпов roguelike.
Армянское радио отвечает:
Важно не то, сколько всего играло людей. А то, сколько сейчас играет. Сейчас в АДОМе в стиме 20-60 игроков. Сравнивая с топ играми в стиме https://steamcharts.com/top — это просто ничто.
Учитывая, что в Dragonrealms онлайн под 500 игроков сейчас.. Смешно сравнивать это с 20-60 адома.
Так что прикинь для разнообразия, сколько людей через МАДы прошли суммарно.
Ну и я хз что ты так к адому привязался. Есть 100500 других более популярных рогаликов. Расширяй кругозор. Например, https://steamcharts.com/app/333640
(впрочем, популярность не означает качество)
Напомню про заметку, которую я писал как раз на тему прошлого обсуждения https://igroglaz.com/analitika/kak-vybrat-rogalik
(вообще надо такие вещи — про рогалики — над в других местах обсуждать; мы тут за МАДы трём)
В целом, дискуссия что популярнее — рогалики или МАДы — бессмысленное воздухотрясение. И то и то узкий андеграунд. Гораздо полезнее обсуждать синтез этих жанров с точки зрения геймдизайна. Ну а пиписькомеряние где больше циферок — высокопримативный детсад (участвую в нем, только по причине того, что моя компетенция в данном вопросе ставится под сомнение).
Ну и еще раз приведу ссылку на статистику онлайна МАДов, мейб кто не заметил: http://mudstats.com/Browse
Там кстати коряво написано, что драгонриалмс (Pay-To-Play). Он f2p. Большинство (процентов 80) играет не платя ни копейки (в т.ч. я). По сравнению с мобильными играми там просто добрейшие и нежаднейшие разработчики.
Часть 4. Коллективное творчество, WoW и зачем эта статья
Пруль (Виртустан): тут вот что. Тангар пишет, пишите тексты (и называет тексты исходниками).
я как программист вот что скажу: коллективное написание исходников (о коллективном творчестве говорит Тангар) показало свою эффективность (GNU, OSF, Linux всякое). а вот коллективное написание литературных произведений лично мне неизвестно. буриме это игра, это ли известные произведения в этом жанре?
у меня в маде был знаковый эпизод: в одной зоне бродил КОРОВАН (и его можно было грабить). один из моих ассистентов-билдеров, исправляя ошибки в мире, исправил корован на караван
Пруль, коллективное написание литературных произведений — это любая пресса
да и порой пишут книжки вместе люди
сюжетку играм, диалоги и лор пишут десятки человек на проект — тотже WoW
Marrim (Неронис): Тангар, ты бланкетно ругаешь описания в мадах. Я тебе говорю — в моём маде описания нормальные.
и даже если я потрачу миллион человеко-часов на их улучшение и найму команду для этого — это не сделает мад мегапопулярным, потому что не описания привлекают игроков
и кто из нас после этого «не читал но осуждаю»
горох стучал, деревья гнулись…
(об стенку)
Арсин/Архант: Там еще было «пишите листы описаний А4″…
Кто их читать то будет?
По паре строк можно пробежаться глазами
Арсин, я написал в статье ответ на то, что ты только что написал.
Marrim (Неронис): меня смущает вот это вот убеждение что надо сделать описания и сразу мады засияют
у нас был такой чел который очень любил петов-тамагочи
вот он три года талдычил что мы должны сделать в маде питомцев-тамагочи и НАРОД ХЛЫНЕТ
(это цитата)
описания это не главная проблема мадов
Пруль (Виртустан): вспоминается старый анекдот про еврея, который ходил в фуболке с надписью «у арабов три проблемы»
Marrim (Неронис): аргументы я сформулирую снова, если хочешь
и можешь возражать, только возражай на сами аргументы, а не вот это вот «в драгонреалме крутые описания и поэтому он популярен».
igroglaz: про проблемы МАДов я писал нескоьлко статеек. подвел черту в https://igroglaz.com/en/analitycs/mud-as-it-should-be-5-problems-of-game-design
но в руМАДах конкретно — описания — главная проблема.
Marrim (Неронис): это твоё мнение и всё, я не согласен
я понял, что ты не согласен. разница лишь в том, что я изучил источники, а ты нет. я играл во все руМАДы, кроме парочки — в 10+ самых крупных руМАДов. и играл в ангоязычные. и увидел разницу. эта разница задокументирована в моих стримах на ютубе — можно взят и поднять конкретную фактуру.
Пруль (Виртустан): вспомним два фильма «Джонни-мнемоник» и «Матрица» (первая). Фильмы на примерно одну тему, одна стиилистика и сюжеты похожи. Первый провалился в прокате, второй стал культовым.
потомучто, другого ответа нет
тот же WoW не идеал. это раскрученный коммерческий проект, вначале качественный, но косяков там полно и чем дальше, тем больше. и в текстах тоже
ВоВ выжал все, что можно из своего геймплей-движка. в плане конкретных геймплейных механик, которые там применяются (кнопочная таргет боевка) — он вполне каноничен (отсюда и ВоВ клоны.. а не Эверквест-клоны, который появился раньше)
Marrim (Неронис): ну знаешь, говорить что адом не более популярен чем мады
у адома есть статья на википедии, у большинства мадов нет
это просто очевидно, насколько он более известен, чем любой мад
да, у меня нет точных цифр
но это не значит что я не знаю о чём говорю
Marrim, у меня всех ходы записаны. о чем шла речь см. выше. ты написал «Рогалики и интерактивная литература — два родственных мадам жанра, которые нынче процветают». Я ответил, что в русскоязычном пространстве — рогалики не процветают, а скорее стагнируют с легким трендом к деградации. далее ты привел в пример несуществующие миллионы игроков ADOM 😀 ну и пошло поехало. Пустая демагогия, на которую я впрочем потратил время и подробно прокомментирвал твои промахи с указанием ссылок на источники.
Marrim (Неронис): количество играющих онлайн в стиме (в ADOM) — меньшинство
Mukosuand: через стим в него мало кто играет..
во-во.
)) в ADOM почти все играют через стим. ибо там ачивки, карточки, очки и прочая движуха. плюс поддержка разработчика.
даже я самолично купил АДОМ в стиме. хотя я терпеть не могу этот сервис)
Mukosuand:
(касательно: «в русскоязычном пространстве — рогалики не процветают, а скорее стагнируют с легким трендом к деградации»)
недавно же что-то про stoneshard было.
а так.. стим же пеню берёт, полная сумма разрабу тока через его сайт.
огоспади. ну мы вроде не на рогаликовом дискорде. мы за МАДы общаемся тут)
по рогаликам я вижу ситуацию изнутри сообщества rlgclub. людей там больше не становится
в то время как англ рогалики прут вверх. там движуха. ну такая же ситуация в МАДах в принципе
Я просто высказал свою точку зрения на проблему — отчего «читающая» русскоязычная нация (в космополитическом смысле этого слова) — не особо играет в МАДы. Приведен конкретный опыт — я играл в ру и англ рогалики. сформирована гипотеза. она подкреплена некоторой фактурой. вот и все
Цель — не наругать руМАДы существующие. мне они нравятся в плане боевых систем и вообще (ну т.е. они такие же как англ в плане «программирования» и даже лучше порой). Но вот язык хромает. А это по идее должна быть наша визитная карточка.
Часть 5. Редактируй меня полностью!
Oreolek
(про Тангарию) любой тоже может сделать форк какого-нибудь рогалика, поменять в нём название и говорить, что у этой игры тридцатилетняя история. Я к тому, что 2 года труда это прилично, но не имеет никакого отношения к совместной работе и скорее говорит против вас.
Так что основная мысль остаётся той же: существующие мады такие неровные именно потому что они повидали многих билдеров, но мало редакторов, и все правила давно размылись. Новые билдеры даже с чистого листа не исправят ситуацию, потому что набирать главдизайнеров из рандомных билдеров это чревато.
Касательно рогаликов — риторика уровня «не читал, но осуждаю», вы не компетентны. Тратить на разговор с вами по данной предметной области (рогаликам) не хочу, т.к. это типичный пример Эффекта Даннинга-Крюгера. Если вы соблаговолите разобраться в вопросе — можно отдельно подискутировать. Вкратце — над ММО-рогаликами работает параллельно 3 группы разработчиков. За эти два года удалось две из этих групп объединить и привлечь несколько новых людей. Налаживание совместной работы — это как раз было одним из моих приоритетов все это время.
Насчет неровности МАДов — эта негативно только в плане проблемы #3 (левака в МАДах). В целом, нет ничего плохого, если стилистика двух групп локаций чем-то отличается. Где-то может быть хоррор, где-то приятное описание жизни в городе. МАД не обязан быть однородным, как творог. Ну наверное, некий стиль желателен в большинстве классических МАДов, но не является критическим недостатком, если тексты действительно хорошо написаны. Сейчас критический параметр — вербальная бедность, об этом и идет разговор в статье.
«Много билдеров, но мало редакторов»: ну по сути сейчас редактор — это владелец (админ) МАДа. Проблема не в редактуре, а в ОТСУТСТВИИ текстов для этой самой редактуры.
«Набирать главдизайнеров из рандомных билдеров».. Ну а откуда еще их набирать? Так всегда и происходит в опен-сурс проектах. Приходит человек, ничего толком не умеет, учится. Постепенно становится мамонтом.
Чтобы дерево дало ростки — надо его для начала посадить. Пока сидим на попах ровно и прячем у себя «в столах» тексты — ничегошеньки не изменится; потенциал русскоязычных МАДов так и останется потенциалом. Горько от этого, потомки Пушкина, блин.
Часть 6. Русский язык и графика в голове
У руМАДов большой потенциал. Но как я талдычу в статье — он раскрывается именно в текстах. Есть тысячи людей, которые любят читать фэнтези, готовые даже покупать книги для этого блин. Русские (космополит.значение) любят читать.
Самый простой вариант — слямзить тексты из ВК, сделать русскую версию http://t2tmud.org , только с годными текстами (ибо в 2 башнях они местами так себе.. ну проект старинный, там понятное дело боялись копирастии, которая сегодня неактуальна уже особо).
К слову копирайт с Толкина в Канаде спадет в 2023. У Толкина в переводе Муравьева отл все.. местами даже художественнее оригинала. Берешь и парсишь книгу на локи. Ну это такой простой вариант, где не нужен пейсатель, опен-сурс и все такое. Как говорится, цель оправдывает средства, сделать годные тексты любой ценой 🙂
Пруль (Виртустан):
Не, Игроглаз, ты зациклился на текстах и надел шляпу мессии. Современное поколение читать не умеет, поэтому взлетел WoW и Minecraft, а вот Dwarf Fortress не взлетела
И я бы оспорил тезис, что русские любят читать. Не любят и не умеют в массе своей.
И главное — время Толкиена настолько давно прошло, что мад надо делать свой (ну как WoW, лепя свой мир по кусочкам)
Хотя мад по Толкиену мог бы взлететь, когда выйдет сериал на Нетфликсе (или HBO?)
Пруль, ну моя шляпа мессии явно попроще твоей короны всезнайки 😉
Дано: я играл в МАДы на англ, где хорошие тексты. И смог их оценить в меру владения языком. Я играл в руМАДы, где тексты в принципе отсутствуют. Моя гипотеза: если в руМАДах будут тексты на уровне англоязычных — тогда в них будет играть больше людей и в цеолм суть этого жанра раскроется в полной мере. Опровергнуть эту гипотезу можно лишь проведя эксперимент.
Далее. Мои оппоненты (Пруль, Маррим, еще кто-то) — не играли в англ. МАДы с хорошими текстами (тот же самый DragonRealms), т.к. по всей видимости языком англ. не владеют в достаточной мере. Поэтому для них непонятно то, о чем я говорю и они при опровержении моей гипотезы опираются не на практический опыт, а на предел своей экспертизы, которая исчерпывается МАДами без текстов.
Ну хз что еще тут обсуждать.
Сначала со мной спорят о том, что русский язык якобы непопулярен в интернетах. потом что в АДОМ играют миллионы.. теперь, что мол русские читать не любят. Компетенция зашкаливает, ребята. Я хз вы откуда, но в МСК народ читает. Книги покупают.
Пруль (Виртустан): гипотезы они разные бывают. я формулирую гипотезу, что русский язык вообще не для мадов
Пруль, ну так ты подкрепи гипотезу конкретной экспертизой практической. Это просто голословное утверждение. Сама суть текстовых игр — в тексах. И утверждать, что русский не для МАДов — это отрицать Пушкина и КО. Смешно. Я не хочу употреблять термины «русофобия», но как-то оно напрашивается. Что понятно в связи с войной на Донбассе, Крымами и проч.
Пруль (Виртустан): а какое отношение Пушкин имеет к мадам?
Он имеет отношению к русскому языку. МАД оперирует исключительно вербальным аппаратом. Логично.. в отсутствии графики. Русский язык — красивый, богатый.. он гораздо более гибкий и интересный, чем тот же английский. И коль на англ есть МАДы с годными описаниями — на русском они будут еще краше.
Пруль (Виртустан): нет. самый богатый язык это ложбан, а из естественных — иврит
Ну у всех свои предпочтения. Делайте мад на иврите, я не против. Меня интересует МАДы на русском.
Кстати, я иврит изучал немного. Говорить, что он богатый.. Ну смешно. Ты его знаешь? ) Иврит — это ребусы блин.
Пруль (Виртустан): русофобию я еще и не начинал. русский язык не предназначен для мадов из-за флексий и 7 падежей.
Описания локаций — это чистая лит-ра. Падежи ее не портят. Ну а как ты там мышь ударил в боевке — эт не важно.
Пруль (Виртустан): и из-за литературной традиции. краткость это не для русских, русская литература она такая поэтическая, подробная, повествовательная. хокку и висы это явления не из русской литературы
Я о том и говорю… краткость к чертям не сдалась в МАДах. С ней как раз нет никакой возможности конкурировать с графонием.
МАДы могут взять лишь годными длинными художественными описаниями, которые будут «включать» людей гораздо более годный графоний — воображение.
Может быть я не прав и все за зря 🙂 Но было бы круто эту гипотезу проверить. По крайней мере, я как любитель книг точно в такой МАД бы играл.
Но играть в МАДы без литературной составляющей, когда есть игры с графонием… Это чисто ностальгия по молодости.
Дариан: а для кого-то — единственный выбор
Пруль (Виртустан): Дариан, мы тут слегка спорим, слегка ругаемся. В моей стране есть поговорка — на два человека три мнения
Ну у меня как обычно пукан пригорает 🙂 так что прошу простить. Мой пукан высокогорюч. Понять и простить (с) Но.. по факту я в этом чате не увидел должной аргументации при опровержении моей гипотезы. Поэтому и подгорает.
Дариан: не совсем допер. что по мнению игроглаза должен из себя представлять ру мад?
Плз залогинься в dragonrealms и походи по городу. Почитай описания там. Это любой может сделать.. Гугл транслейт рулит. И сразу станет понятно, о чем я.
Дариан: разве во время игры кто-то что-то читает из описаний? особенно с свободным пвп
Занавес.
Finntroll (Аладон): Не занавес, а суровая реальность, я об этом выше писал.
Вот как выглядит мой обычный бег по зоне (приложена картинка с минималистическими описаниями, слева).
Все описания отключены, потому что если какой-нибудь хрен нападёт, мне надо будет быстро осознавать где я бегу, что вообще происходит в бою и так далее.
Если мне надо почитать, я нажимаю «смотреть»
А те, кто бегают со включенными описаниями, получают дикие портянки на весь экран, где легко упустить важное, как тебя призвали, прокляли или сделали еще че похуже.
Первый раз — читаешь. Далее — уже не читаешь, т.к. ты себе вполне себе представляешь местность. Ну по настроению, иногда и перечитать можно. Ясен пень, что если ты наиграл 100500 часов, ты уже наизусть все знаешь. Речь идет о новых игроках в первую очередь. Как очаровать их, чтобы они полюбили МАДы? Показать то, чего нет в <вырезано цензурой> MMORPG.
А нету там атмосферы, которую можно воссоздать описаниями. Графон, рисуемый нашей головой намного круче дрянных пикселей.
Часть 6. Какая ваша гипотеза?
Арсин/Архант: А я не вижу доказательств вашей гипотезы. Высокий онлайн в англоязычных мадах ни о чем не говорит
предположим что внезапно все описания в русском маде станут шедеврами литературы. Что от этого изменится? Люди толпами в него повалят?
Лично я в этом очень сильно сомневаюсь
Ну я сужу по себе. Я наиграл тысячи часов в мморпг и меня они уже не заводят своими механиками. При этом я прочитал сотни книг и до сих пор читаю новые и новые книги. И буду продолжать их читать. Соотв. для меня идеальная игра — скрестить книги и мморпг. Возможно, таких людей как я не так много.
Речь в моей статье собственно не про онлайн и не про его увеличение. Там про это особенно не написано ничего. Речь про то, что главное преимущество МАДов перед графическими перделками (для меня главное) в русскоязычных МАДах не используется. Хотя учитывая бекграунд русскоязычного сообщества (не МАДов, а вообще), нашу историю и культуру.. думается, что если МАДы станет интересно читать — они выберутся из ямы онлайновой. Это уже другая гипотеза.
Собственно тексты — это единственное, где наши МАДы уступают зарубежным
в остальном мы не отстаем, а то и даже превалируем. Соотв. и вторая гипотеза вполне релевантная. Почему у нас играет не так много людей, хотя русский язык является вторым по популярности в интернетах.
До недавнего времени наши программисты были самые лучшие… это чувствуется по софту. Пейсатели наши тоже не дурны. Это чувствуется по книгам. Но вот в МАДах, где сами боги велят симбиоз кодеров и пейсателей воссоздать — нету второго компонента. О том и печаль.
Чтобы выправить провал в плане текстов — гипотеза номер 1, а именно — что надо сделать МАД опен-сурсным в плане текстов. Задел уже сейчас хороший. Тотже Дрим охренетительно выложен в опен-сурс с потрясной документацией. Как вариант — взять остов дрима и наполнить его с нуля мясцом описательным. Я бы может и занялся таким в перспективе.. но это не скоро.
Tr0sT: у меня любимый мад — EmpireMUD — там вообще нет описаний комнат.а в дриме, былинах и т.д. по-моему очень даже годные описания комнат, куда лучше?
Трост, ну в МАДы разные люди играют по разным причинам. Но судя по онлайну людей, кто угорает чисто по боевке довольно немного.
Соотв. одна из гипотез в том, что количество людей, которые могут начать играть — велико, если МАДы будут брать своей «сильной» стороной, а именно текстами
которые формируют атмосферу игры. И создают графоний в голове читающего. Чувства создают. Ну кто любит книги — понимает, о чем я, наверное. А кто не понимает — вон ДрагонРиалмс. Короче я исчерпал запасы гороха, все стены зеленые.
Tr0sT: в мадах ужасен именно гейм-дизайн. в них играть вообще невозможно, даже если очень хочется) банально — любой мад начинается с регистрации. вот нафига это? почему нельзя зарегистрироваться тогда, когда захочет сам игрок. затем перемещение. восток/запад. спортивное ориентирование на местности блин. обучение, где тебе объясняют миллион вещей, которые тебе даже не нужны в начале, а после него тебя бросают ни давая ни какой мотивации. первые два часа игры — самые важные, они должны увлекать. в мадах за два часа только регистрацию проходишь) персонажа создаёшь)
Арсин/Архант: А вот тут согласен, сейчас обучение в мадах ужасное
Насчет обучения в МАДах — оно ни при чем вообще. Не вырастет из-за годного обучения онлайн. Ну вот сколько тут (в МАД-дискорде) людей (и я в том числе), кто таки осилил, разобрался… и не играет.
Я хз как такая логичная и простая мысль отлетает от стен. Суть МАДа — в текстах. Ну блин он из текста. Ну елы-палы..
Ну это как представьте… Кто будет играть в WoW, если заменить все текстуры, всю графику — материальными точками, железными гробами с координатами. Ну что собственно МАДы представляют… Толика описаний дает возможность раскрасить это хотя бы в цвета какие-то. Уже интереснее. Ну а норм описания — создают собственно тот самый WoW, но гораздо ярче, красивее, лучше.
В идеале — динамические описания лок в МАДах. Которые зависят от погоды, смена дня/ночи и проч. Чтобы они менялись в зависимости от прогресса игрока, сюжетки, этапа развития мира. Чтобы ты не просто гриндил на макросе мобов пачками, но и погружался в атмосферу. А гринд (ну никуда от него в МАДах не деться) — это приятная мморпг составляющая, как соус к настоящему приключению.
Ruffina(DreamLand): (касательно цитаты Арсин/Арханта насчет того, что вряд ли онлайн МАДов вырастет при годных тектсах) Ирония в том что повалят, но не как результат шедевральных описаний. Это как в плохо поставленном эксперименте, если не зафиксировать все переменные кроме одной — они повлияют на результат и ты не будешь знать, что именно повлияло. Если есть шедевральные описания, значит есть команда и миром активно занимаются, Раз есть команда, то кто-то и другие аспекты прорабатывает. Геймплей, поддержка игроков и т.д. Значит есть шанс что увеличится онлайн. Чтоб доказать утверждение Тангара, надо взять два мира (лучше больше и случайных) с хреновым геймплеем и только в одном из них улучшить дескры.
Руффина, все остальные аспекты вполне уже в годном состоянии за десятки лет-то..Но как-то не растет репка. Не хватает репке гумуса.
Karagy: можно читать книгу. а можно смотреть фильм. надо понимать что во времена появления мадов вы не могли «смотреть фильм» по техническим причинам. Только «читать книгу». Далее, в контексте книги — много-ли вы знаете писателей, кторым удалось не скаться в графоманство после 2-й — 3-й книги серии? У мадов те-же проблемы. Пока вы эксплорите — все эти описания уместны. Когда вы пробегаете в сотый раз — они только мешают. А неуклюжий brief-ркжим — слишком прямолинеен — всё или ничего. Надо оставлять новизну, а значить уметь угадывать новизну для бывалого игрока. В этом направлении грамотных исследований я не знаю. А в нынешнее время — таки проще «сомтреть фильм». У зрительного тракта очень широкий канал по восприятию 3Д сцен. Другое дело что хороший режиссер и сценаристы — они не в бесплатных мадах — а в голливуде. Но это уже совсем другая история.
Karagy, касательно — «Когда вы пробегаете в сотый раз — они только мешают» ну эта супер минорная проблема, она решается наличием опции скрыть описания. В том же DragonRealms такое есть.
Ruffina(DreamLand): В дримленде мы хоть и медленно, но движемся в сторону того, чтоб создание персонажа было с минимальным гемороем — буквально выбрал имя, расу и побежал. Тут же тебя встретит твой персональный гид, проведет за ручку, познакомит с представителями классов, сходу будет возможность помахать мечом. И минимум лишней информации пока она не нужна.
В чем именно у Дрима проблемы? Где там негодное состояние? Ну кроме текстов.
По мне все норм. Про обучение я выше написал. Оно особо не влияет на то, останется ли игрок. Вопрос — ради чего ему оставаться, когда есть ВоВ и 100500 других графониев.
Ruffina(DreamLand): У нас все офигенно, лол, но нужен, для начала, некий сквозной гид, в виде моба или цепочки заданий, который тебя проведет от 0го уровня где-то так до 50х. Потому что при любом обучении, если тебя после него выбросят в огромном городе и не скажут что делать, игрок потеряется и забьет.
Руффина, для обучения вполне хватит «Корабля» и краткой экскурсии в городе. МАД — сложная штука, но когда тебя по ней долго водят за ручку — это раздражает. Скорее нужна система базовых шпаргалок, которые бы отображалась для «возвращенцев», кто забил в вернулся в игру. Чтобы не приходилось лопатить справку (которую тоже хрен залопатишь после перерыва), чтобы вспомнить самые примитивные вещи. Ликбез для уровней 1-10.. 10-20.. 20-30.. etc. Имхо для этого не нужно придумывать сложные квесты. достаточно годной документации-гайда, которая минималистично пройдется по аспектам ориентации, взаимодействия с объектами, инвентарем, обучения скиллам и указать места, где можно поохотится для тех или иных уровней
Теперь возвращаясь к основной теме. Ну ок, я не типичный может быть человек. но я вижу первостепенный для себя интерес в МАДах — зубодробительную графику, которая будет отрисована моем воображением. Атмосферу, в которой я утону. Это самое важное. Далее уже идут аспекты геймплея, которые не реализуешь в графических ММОРПГ (про это я много видосов наснимал). Но и эти аспекты без первого компонента не являются достаточной мотивацией для меня, чтобы бегать туда-сюда по материальным точкам.
Есть конечно и альтернативный подход. Eve Online, где все сводится к увлекательному расстрелу крестов. Но там все же графоний формирует амтосферу. Уберите из Ивки картинку космическую, звуки, кораблики поменяйте на квадраты и будет играть в нее столько же, сколько в МАДы. Хоть она и будет по геймплею такой же (офигенно интересной блин по геймплею). Но Ивку с МАДом пусть даже и без графония — все равно не сравнить из-за многих параметров.. Ивка — 3Д модель, кардинально отличающаяся в плане удобства интерфейса. Кстати, у Ивки супер годный разработчики пишут лор (попытка научного объяснения технологий, представленных в игре), хороший пример…
Итак. Вроде бы по проблеме текстов в МАДах моя позиция расписана подробно; все комментарии оппонентов были детально разобраны; вопрос на мой взгляд исчерпан. Если вам кажется, что есть еще белые пятна и вам интересно продолжить дискуссию — пишите подробную статью с аргументацией. Если она будет стоящей — я буду рад ее прокомментировать и быть может даже вступить с вами в полемику.
Спасибо всем за дискуссию. Прошу прощения за свою горячность, всех МАДеров уважаю.
Ответственно заявляю, что сделаю дичайший стрим в ру-МАД, где реализован маппер, который постепенно открывает карту мира. То бишь изначально — карта не отображается вообще. когда ты заходишь в локу — она добавляется в маппер и там остается. в общем, ходишь по миру и постепенно открываешь его.
Кто жаждет дичайший пиар — замутите правильный маппер и я приведу вам много игроков 🙂 Самый простой способ маппер сделать такой — сделать конфиг для мад-клиента Mudlet. С маппером там все хорошо, кроме того, что при смерти он «портит» карту (см мой стрим Дрима, таймкод https://youtu.be/XMPGXOGkbVM?t=2453 ).
Вот такой конкурс. Замутить правильный маппер, который не будет ломаться, без костылей и необходимости его вкл/выкл при картировании — и вас ждет дичайший зерг, например
> Ответственно заявляю, что сделаю дичайший стрим в ру-МАД, где реализован маппер, который постепенно открывает карту мира. То бишь изначально — карта не отображается вообще. когда ты заходишь в локу — она добавляется в маппер и там остается. в общем, ходишь по миру и постепенно открываешь его.
Старая заметка, поэтому может тебе уже подсказали или ты сам нашел, но вообще у Адамант Адана (это который адан.ру) имеется специальный клиент, написанный на C# (wpf), в котором именно этот функционал дословно и реализован. Единственное исключение — города сразу полностью открыты, и, возможно, дороги между ними. А локации — всё как ты описал, по клеточке открываешь и они навсегда остаются открытыми. Клиент локально записывает, какие клетки ты открывал. А вообще, клиенту известны все клетки мира, он лишь их скрывает их от тебя до поры, до времени. Если интересно будет попробовать, клиент выложен на форуме, в разделе «Новичкам».
Там еще и виджеты игрока и мобов реализованы, с иконками для бафов. И еще он увиденные лоры предметов записывает тебе локально, с последующим поиском по базе. И умеет статистику дамага вести всех членов группы.
Круто, спасибо. Нет, никто не писал о таком. На форум, правда, прорваться не удалось, видимо висит
Как обычно, правы обе стороны. Только Игроглаз рассматривает проблему с точки зрения новичка, а мэтры — с точки зрения опытных игроков, накатавших в муды (в 90-х мы все же так их называли) не одну тысячу часов.
В общем, мысли по прочитанному:
1) Длинные, красивые описания хороши и атмосферны, но проблема в то, что погружение в эту самую атмосферу может быть легко прервано атаковавшим мобом, игроком или просто каким-то игровым событием. Муд, это все же не книга, где можно смаковать особо удачные обороты, отложить её, обдумать, и вернуться к чтению, а весьма динамичное действие, зачастую требующее оперативного реагирования.
2) Сообщество правильно заметило об отвратительном геймдизайне большинства мудов. Все же программисты, разрабатывавшие прародителей современных миров, были далеки от понятий нарратива, юзер экспириенса и кривых обучения. Несомненно, есть образцы миров (те же Былины) в которых были сделаны попытки реализовать целостную идею мира или выдержать общую стилистику описания, но в большинстве своём, это сборная солянка из зон, не связанных между собой абсолютно.
Соответственно, для того чтобы игрок захотел остаться играть (погрузиться в мир), необходимо сперва продумать бэк этого мира, его историю, вектор развития и мифологию. В общем, ту самую литературную составляющую, которою так хочет видеть Игроглаз.
3) Учитывая два первых пункта (достаточно противоречивых между собой), я делаю вывод, что акцент нужно делать не на объемном описании локаций, а на нарративе мира. На различных простых и сложных (многоступенчатых) сюжетных заданиях — с интригующими текстами, завязанные на поиске подсказок, опросах НПЦ и т.д. — и вот в эти самые описания и диалоги и вкладывать всю «книжную» составляющую.
4) Реализация пункта 3 может повлечь за собой довольно объемные программные доработки, добавляющие новые игровые механики, в том числе и систему «инстансов» — персональных копий локаций для игроков во время заданий, которые исключат вмешательство сторонних игроков и не позволят нарушить «игровой процесс», как пишут в литРПГ. В качестве примера можно привести сюжетки из GW2 или некоторые квесты из WoW (там это фазами называется).
Резюмирую. Для привлечения и удержания игроков, помимо простой и удобной системы обучения, облегчающей погружения в игровой мир, необходим проработанный бэк этого самого мира, система сюжетных квестов, которая позволит игроку развить персонажа, изучить мир и отправиться в вольное плавание с конкретной, но эпической задачей (борьба с вторженцами, сорняками или просто всего хорошего, со всем плохим).
«но проблема в то, что погружение в эту самую атмосферу может быть легко прервано атаковавшим мобом» проблема эта решается множеством способов, один из них я указал тут https://igroglaz.com/analitika/problemy-madov , но есть еще несколько