Увы, но в последнее время Метелица медленно переваривает свои собственные, наетые в сытые годы, потроха. Дело дошло и до Diablo 4… это успех или лишь очередное коммерческое отражение легендарной Diablo 2?
Сразу скажу, что эта статья написана при игре на триалке, где можно было дойти только до 20 уровня за пару дней. Т.е. это превью, а не полноценный обзор (который будет чуть позже).
Итак, для начала приведу плюсы Диабло 4… из которых, правда, подтекают и некоторые минусы.
Плюсы Diablo 4
- Годный сюжет (ради него в целом и стоит поиграть в эту игру).
Но…. некоторые второстепенные персонажи — сделаны плохо (Нейрелла) — порой кажется, что её реплики были сгенерированы ChatGPT. При этом основные узлы сюжета и мультики — годные, как всегда. - Неплохая боевка, местами интересный дизайн скиллов, удачное воплощение древа скиллов (украдено из PoE и улучшено).
Но… Количество билдов не превышает старушку D2 и на первый взгляд дизайн некоторых классов похуже, чем во второй части (некромент, рога). - Красивейшие эффекты. Дизайнеры эффектов превзошли себя.
Но… Игра стабильно крашится и глючит. Удивительно сырой продукт, учитывая, что релиз был почти полгода назад.
- Много жести (по мотивам Игры Престолов). Больше, чем даже в пыточной Diablo 3. Не для всех это будет плюсом, но все же это что-то новое в серии, так сказать.
Но… Много соплей и мелодрамы в диалогах сюжетки (еще раз хочу подчеркнуть мыльные неестественные диалоги Нейреллы). - Крафт элексиров. Маленькая, но довольно органично вписывающаяся в Diablo фича.
Но… сама по себе итемизация такая же постная, как в Diablo 3. Нет ни рун, ни чармов. Добавлены маунты… которые тут как собаке пятая нога; думаю их добавили не потому, что это «нужно» с точки зрения геймдизайна, а для того, чтобы заработать на них денег через игровой магазин. - Хороший эксплорейшн. Украдено из Guild Wars 2. Тот случай, когда можно похвалить без «но…». Если вы любите исследовать каждый закоулочек на карте и заносить каждому место в список ачивок — в Diablo 4 вам будет чем заняться.
- Приятный интерфейс. Местами есть годные решения. Очень хорошо задизайнена карта. Удобная система телепортов; хранение ресурсов; панели инвентаря.
Но… Дико нелогичное выставления скиллов призыва у некра на панель. Мне пришлось смотреть гайд в интернетах, чтобы понять, как это делать. На вилы того, кто это так криво сделал.
На этом плюсы заканчиваются.
Минусы Diablo 4
- Унылый геймплей в open-world. Вне подземелий игра представляет из себя набор заскриптованных ивентов. Случайной генерации open-world локаций в открытом мире — нет; генерится только их наполнение… Итог: триггер на триггере в узких статичных локациях. По сути игрок является бараном в узком загоне (превед, Albion Online!). Подземелья норм; но хочется все же и подышать порой свежим воздухом. Даже в Diablo 3 открытые локи были сделаны лучше (я уж молчу о второй части).
- Скалирование уровней. Попытка адаптации идеи из Guild Wars 2. В Diablo это не сработало не очень, т.к. это ломает эмоции в плане поиска сокровищ, что в жанре action-RPG весьма важно. В итоге получается геймплей, как пластиковая каша из Матрицы.
- Постный лут. Следствие скалирования. Это сильно уменьшает фан чистить подземелья — нет хайпа от поиска чего-то действительно ценного и уникального. Торговля фактически отсутствует (хотя вроде что-то с этим поправили во втором сезоне).
- Угол камеры. Не самый удачный (в Lost Ark, конечно, похуже камера, но всё же).
- Блеклая картинка. Игра вовсе не мрачная (как в D1-2), а блеклая. При чем «насыщенность» в настройках игры выкрутить нельзя. Вкупе с плоской итемизацией и скалированием уровней получается слишком… постно.
- Очень плохая музыка (с). Проходная музыкальная тема. Сделано хорошо — в другой игре я бы даже похвалил её, но тут есть с чем сравнить.. Видимо, пожалели денег на Мэтта Ульмана.
По итогу мы имеем коммерческий проект с большим бюджетом, но без души Diablo… без божьей искры и с некоторыми ошибками геймдизайна.
Особенности и ошибки геймдизайна
- Недо-MMO, Недо-RPG: у близзов была идея совместить элементы MMO и RPG во вселенной Diablo. Биджета и сроков явно было недостаточно, чтобы реализовать полноценную MMO, поэтому на выходе мы получили полуфабрикат; эдакий паштет из свиной шкурки, который маркетологи попытались засунуть в обертку фуа-гра.
- Скалирование уровней убивает итемизацию. Без комментариев.
- Статика open-world: К концу второго дня open-world ивенты начинают надоедать из-за репетитивного геймплея. Лучше уж вообще без ивентов, если нельзя сделать их более разнообразными.
- Ценник игры. Безусловно, игра стоит своих денег, если исходить из расчета, что 1.5 часа развлечений (типа поход кино) стоит 300-500 рублей. Вы потратите добрые пару десятков (сотен?) часов, прежде, чем начнете как следует наигрываться.
Но.. с другой стороны, в плане денек — смотря с чем сравнивать. Шедевральная Diablo 2 (стоит 10 баксов). Есть бесплатная Path of Exile, где вам нахаляву вываливают горы качественного контента. Есть Torchlight, Last Epoch и еще до кучи. По сравнению с этими играми — Diablo 4 явно оверпрайс и должна стоить 30-40 $.
Выводы
У Diablo 4 явно есть потенциал, но вряд ли его полностью реализуют. Безусловно, выпустят аддон(ы) и будут стричь деньги. Может даже добавят мерков или там руны. Но в опен-ворлд все равно останется унылым загоном; неудачные скалирование уровней и итемизация, которые починить можно лишь все разломав и собрав заново… Получится? Посмотрим.
Итого, мои рекомендации по текущему состоянию игры: пройти сюжет, потыкать в сезон и удалить до следующего. Повторить 3-4 раз. Ждать новый аддон. Повторить.
Это превью написано на основе моих видео по Diablo 4:
1) Первое впечатление: https://youtu.be/VtfS0IlemO4
2) Начальный геймплей всеми классами: https://youtu.be/6QXZD92q_LY
3) Видеопревью игры: https://youtu.be/cgL4PsNR2us
p.s.
Вероятно, игра станет (условно) бесплатной в 2024 году (к выходу нового аддона). Сейчас она продается всем желающим со скидкой 25% + высылают приглашения с 50% скидкой — я собсно с такой и купил игру (уже после этого превью).