Одна из моих любимых статей в журнале game.EXE, помню как пускал над ней слюни перечитывая раз за разом… Нашел ее на диске, когда перебирал старье. Она не моя (я тогда под стол ходил), но не поделиться не могу. Итак…
Game.EXE 1997-01
Автор: Александр Вершинин
Дорога славы
Вы никогда не задумывались над тем, как создаются хорошие игры? Полагаем, это не так трудно, как кажется. Для того чтобы развлечение человеку понравилось, необходимо всего лишь сыграть на его слабостях, коими каждый человеческий индивидуум снабжен сполна. Открываем любимый Словарь русского языка имени Сергея Ивановича Ожегова на произвольной странице. Ага! Вот и превосходный образчик: «Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других». Этот человеческий порок настолько распространен, что было бы грешно
его не заметить.
Авторы жанра Role-Playing, вероятно, так и рассуждали. Любить себя? Превосходно. Немного переделаем и получим — «себя виртуального». Взяв за основу детские сказки (кто их не любит!), подкрепив ее тягой к насилию, замаскированной под борьбу между Добром и Злом, родители AD&D (Advanced Dungeons & Dragons) получили очень вкусную конфетку. Но все же главной приманкой для любителей RPG стала возможность создания собственного персонажа, личные качества которого выражаются цифрами. Действительно, так куда удобнее!
— Какая у твоего героя «скромность»?
— Шестьдесят пять, а что?
— Так ты еще хлюпик! Вот у моего…
Словом, игрок отчаянно кромсает врагов не столько для того, чтобы просто победить, но во имя совершенствования собственного виртуального Я. Естественно, что после измельчения в ничто нескольких армий летучих мышей, крыс и скелетонов, персонаж значительно повышает «честность», «мудрость» и обязательно «любовь к природе». Так сделаны почти все RPG. Доводить «до ума» своего Героя надоедает не скоро, тем более, что есть еще заклинания, которые надо искать, и волшебные предметы, кои необходимо отнять у их владельцев. К сожалению, графика и сюжет рано или поздно приедаются, а ваше полное одиночество в виртуальном пространстве сводит соревнование в «натренированности» героев к
сравнению их характеристик по телефону.
В общем, система явно отстала от жизни. Впрочем, стоит проделать несколько пассов руками — и RPG еще можно спасти. Пусть каждый игрок сможет выбирать из трех классов воителей, а набор необходимого «опыта» будет отмечаться повышением в классе. Если столкнуть занумерованных искателей приключений в сети, а лучше — в «Интернете», и снабдить их произвольно «генерящимися» лабиринтами, со случайно разбросанными по ним врагами, а также общим могучим недругом, то из этого удивительного винегрета может получиться Игра Года. Именно так это
случилось с Diablo. Не верите?
Бог его знает, руководствовалась ли Blizzard подобными рассуждениями при создании Diablo. Да и не важно это — результат превзошел все ожидания. Над игрой трудились безумно одаренные люди, наделенные к тому же удивительно тонким вкусом. Графика, звук, музыка, сюжет — все сливается воедино, составляя Атмосферу игры. Diablo насквозь пропитана мрачным, угрюмым, романтичным и манящим средневековьем. Сев за игру однажды, вы перестаете существовать в нашей реальности. Вас без остатка затягивает в уникальный мир, созданный Blizzard’ом. Когда же вы снова приходите в себя, то обнаруживаете, что прошло уже
десять часов, у вас очень болит голова, мышь судорожно зажата в руке
и… вы лихорадочно думаете, как справиться с той толпой Soul Burner’ов,
что навалилась на вас в 14 уровне…
Ритуальная песнь о «Буране»
С чего начать исповедь погубленного Дьяволом человека? Пожалуй, с рассказа о графике. Так будет проще. Сразу описав этот шедевр изобразительного и программистского искусства, мы сможем более не отвлекаться на столь соблазнительную тему. Графический engine Diablo — все-таки одна из главных причин головокружительного успеха игры. По чести говоря, он просто уникален. Вид изометрический, три четверти, фиксированный. Самым близким подобием Diablo в части графического engine’а является, пожалуй, Crusader от Origin (игра сама по себе превосходная). Только вместо офисов и прочих помещений, размалеванных в яркие цвета, Blizzard удивляет игрока тщательно подобранной мягкой палитрой и отлично сработанным освещением. Постепенно спускаясь все глубже, вы перемещаетесь из прохладного полумрака подземелья в освещенные оранжевым сиянием лавы пещеры или пропитанные кровью и страхом коридоры самого Ада.
Музыка сопровождает вас везде. Мелодия всегда расскажет, где вы находитесь:
ленивый перебор гитарных струн — вы отдыхаете в деревушке; тревожные гулкие
звуки невидимых барабанов — и вы осторожно пробираетесь по узким мостикам
через реки лавы; пронзительный хор — это могут быть только души мучеников в аду.
Несмотря на сложную систему построения уровней, стены комнат и лабиринтов не будут препятствием вашему взору, ведь как только между вами и героем появляется какой-либо предмет, будь то стена или колонна, он (объект) тут же становится полупрозрачным.
В результате — полная свобода действий. Ничто не помешает вам видеть полную картину происходящего. Спрайты героя и монстров прорисованы с потрясающей педантичностью. Меняя кольчугу, оружие или щит, вы тут же заметите, как соответствующим образом трансформируется модель героя. Это очень удобно, особенно в multiplayer-игре. Вспомните, как вам хотелось знать, какой защитой и каким оружием обладает ваш противник в DOOM’е! Если приступы нарциссизма не перешли у вас в особо тяжелую стадию, то вы наверняка заметите и отметите качество внешней «отделки» монстров. Вдобавок, каждый из них имеет уникальные повадки.
Diablo может похвастаться и спецэффектами. Каждое заклинание имеет внешнее (визуальное) проявление, и вы легко сможете его опознать. Изображения же огня
и молнии попросту не имеют себе подобных.
Да! Осталось лишь добавить, что игра идет исключительно под Windows 95. А сделать такую красоту, преодолев все преграды, поставленные коварным Microsoft’ом, — это подвиг вдвойне (х2).
Соло или хор?
«Какой подвиг? Какой герой? Какие заклинания?!» — Кажется, сейчас у некоторых
читателей начнется истерика. Знаю, я был немного непоследователен. Причиной тому — избыток впечатлений. Кроме того, как вы помните, Бес попутал.
Итак, вы перед первой дилеммой: что выбрать в главном меню — «Single Player» или
«Multiplayer». Отличия весьма существенны. Первый вариант является чисто одиночной кампанией: вы сражаетесь один против всей армии Diablo. Главное оружие против врага — save game’ы. Игроку придется выполнять занудные quest’ы для того, чтобы помочь каждому из обитателей деревушки. По окончании этих Геркулесовых подвигов вы удостаиваетесь чести сразиться с самим Diablo, убить его и посмотреть заключительный мультфильм. Все. Игра закончена. Game Over. Конец. Finita la comedia. Захотели поиграть с другом? Не выйдет! Ваш тренированный герой навеки остался в графе Single Player! Вы никогда не вызволите его оттуда.
Как вы уже догадались, приведенный вариант игры в Diablo не считается приемлемым для настоящего воина. Дело в том, что Multiplayer содержит в себе не только все возможности одиночной игры, но много, много больше! А главное, вы по-прежнему можете играть в одиночку, не нуждаясь в «Интернете», сети или модеме (выбираем Multi Player, Modem или Direct Connection, затем Create a game). Первое и главное преимущество этого единственно верного из режимов — полное отсутствие save game’ов. Только в этом случае вы начинаете ощущать опасность пребывания в подземельях! У вас нет страховки, только верный заколдованный меч, бронированная кольчуга и запас
магической энергии. Вам не на что надеяться, кроме собственной ловкости, силы и
сообразительности. Любите себя, берегите себя — и вы выживете! Наверное…
Вы настолько «круты» (натренированы), что Diablo не устоял? А как насчет уровней
сложности Nightmare и Hell? Еще не пробовали?! Попытайтесь: почувствуете себя
форменным новичком…
Таким образом, вам предлагается игра в три раза длиннее, нежели Single Player-версия. В том случае, если вас все-таки прикончат, не отчаивайтесь. В multiplayer-режиме никто не умирает! Вы лишь теряете все, что было на вас надето (весь inventory остается в сохранности), и возрождаетесь на собственной импровизированной базе, в деревушке. Подлечившись морально и физически, вы можете снова спуститься на отмеченный вашими останками уровень и отнять свои пожитки, попутно наказав обидчиков. Не в состоянии с ними справиться? Позвоните другу и попросите включиться в игру. Секрет multiplayer’а прост: вы запускаете свою машину в качестве сервера. В любой момент к вам может
присоединиться приятель и помочь вам выжить. Или умереть. Ведь Платон мне друг, но меч его дороже!
В любом случае содержимое вашей котомки, накопленный вами опыт, выученные заклинания останутся при вас. Простое прохождение игры от начального мультфильма до заключительного перестает быть целью игры. Ваша задача — накопить опыт, стать сильнее, выучить как можно больше заклинаний — об этом и шла речь в самом начале рецензии. Словом, неужели вы не хотите иметь в распоряжении самого могущественного виртуального героя на планете Земля?
Кто есть who?
Теперь, когда вы, уважаемый читатель, наконец прониклись грандиозностью идеи Diablo, настало время выбрать свою специальность. В ассортименте три потенциальных спасителя человечества: warrior, rogue и sorceror. C воином и магом все очевидно: первый является чистым воплощением насилия и выносливости, второй может стать адептом по части контроля над сверхъестественными силами. Воришкой почему-то оказалась женщина… Хотя, быть может, это и неплохо, ведь слабому полу многое прощается.
Чем эти герои отличаются? Самое очевидное — внешним видом. Ну а если не шутить — «изначальными» талантами, ограничением на развитие отдельных характеристик и коэффициентами. Сейчас поясню. Diablo не случайно считается RPG. Каждый герой имеет четыре основные характеристики: Strength, Magic, Dexterity и Vitality (сила, магия, ловкость (выносливость) и жизнеспособность). Каждый тип начинает со своими параметрами: 30, 10, 20, 25 — у воина; 20, 15, 30, 20 — у вора, 15, 35, 15, 20 — у мага (максимальные цифры, соответственно: 250, 50, 60, 100; 55, 70, 250, 80 и 45, 250, 85, 80).
Как видите, у каждого свой конек. Существует еще пара очень важных характеристик: Health Points (жизненная энергия) и Mana (магическая энергия). HP напрямую зависит от Vitality, а Mana от количества Magic. Повышая свой класс (level) посредством приобретения необходимого количества experience-очков, игрок каждый раз получает 5 «призовых» баллов, которые он может добавить к любой из четырех характеристик героя. Интересно, что на одно очко в графе Vitality и Magic у воина приходится 2,8 очка жизненной энергии и 1 магической, у вора — 2,25 и 1,5, у мага — 1,5 и 2.
Таким образом, нетрудно заметить, что warrior обладает наибольшим количеством «здоровья», маг не имеет себе равных по запасу маны, но оба они могут лишь позавидовать armor-классу (степени защищенности от ударов) и вероятности нанесения удара (графа «to hit») воришки. Кроме того, последний персонаж является непревзойденным стрелком из лука. Словом, Робин Гуд в юбке.
Зачем описывать всю эту арифметику так подробно? Перво-наперво, вы можете понять, насколько сильно отличаются друг от друга персонажи Diablo. Зная основные черты каждого из трех типов, читателю не придется расстраиваться, начиная игру заново другим героем.
База
Игра начинается в небольшой деревушке, ставшей местом паломничества для многих вояк. Они стекались сюда со всех концов света, вооруженные до зубов и готовые ко всему. К несчастью для них, никто не мог предусмотреть вероятности того, что в подземельях, глубоко под деревней, их будет ожидать сам Diablo, Повелитель Ужаса. Войдя в помещение, некогда служившее церковью, а ныне оскверненное языческими обрядами, герои исчезали бесследно. Никто из них не вернулся обратно…
Поселение будет служить вам постоянной базой, где вы сможете восстанавливать силы, идентифицировать найденные магические предметы, торговать ими, а также покупать все необходимое для дальнейших сражений. Деревушка является нейтральной зоной: нельзя драться, не действуют все заклинания (кроме Heal (Врачевание)). В Multiplayer’е игрок может попасть на начало любого подлабиринта — их всего четыре, не считая уровня #16, где обитает Diablo: Dungeon, Catacombs, Caves, Hell (уровни 1, 5, 9 и 13). Это удобно: можно не только выбрать наиболее подходящий по сложности этап, но и сохранить время, значительно укоротив путь до логова Темного Брата. Труженикам-одиночкам такого подарка никто не сделает. Они открывают новый вход в подземелья, лишь найдя соответствующую лестницу на уровне. А кто говорил, что будет легко?..
Оказывается, поговорку «Лень двигатель прогресса» знают по всему миру. Вот, к примеру, творцы из Blizzard’а. Им очень не хотелось проектировать уровни для игры — теперь этим занимается компьютер. Лично. Каждый раз, когда вы начинаете игру, умная машина придумывает новые 16 этажей, чтобы вы, не дай Бог, не заскучали. Тем же способом формируется команда противника: определяются, какие именно виды монстров будут обитать на данном этаже, задаются их Hit Point’ы, иммунитеты к магии, количество особей на уровне и их расположение. Вероятность того, что подряд попадется один и тот же уровень, примерно равна вероятности возникновения разумной жизни на планете Нептун.
Аркада
Мы в подземелье. Осмотревшись и немного побродив окрест, вас начинает терзать смутная догадка. Да, да! Игра очень сильно смахивает на… АРКАДУ! К сожалению, в обиходе это слово имеет несколько обидный характер, и у меня не повернется язык осквернить им Diablo. Поэтому будем называть игру коротко: аркадно-стратегическая RPG.
Итак, ваше главное развлечение на уровне — перебить всех врагов. Так как каждый
неприятельский «подвид» имеет свои преимущества и недостатки, игроку придется выработать определенную тактику (или Стратегию) ведения боя с тем или иным монстром. С warrior’ом все очевидно: с громким «УРА!» вы бросаетесь на приспешников тьмы и начинаете рубить, резать, кромсать и шинковать. Тот же способ справедлив и в отношении Rogue. Девушка очень ловко использует лук как на больших расстояниях, так и при стрельбе в упор.
Для мага такая тактика неприемлема. Рукопашный бой для него — верная смерть. К тому же любое оружие в его руках будет лишь жалкой игрушкой по сравнению с боевыми заклинаниями. В Diablo их три разновидности: огонь, молния и магическое воздействие. На начальных этапах монстры либо не защищены от воздействия волшебств (любых) вообще, либо имеют иммунитет лишь к одному из трех
видов. Задача мага — как можно быстрее распознать уязвимые места врагов (желательно до того момента, когда они приблизятся для рукопашной). Для каждого истребляемого вами вида ведется счет, регистрирующий количество успокоенных вами монстров. Набирая определенное число frag’ов, вы сможете видеть HP врага и его иммунитеты. Помните, что каждый уровень — это новые монстры, а значит — ваш замечательный счетчик обнуляется.
Если первичной задачей игрока станет искоренение зла, то на почетное второе место может претендовать лишь пополнение Закромов Родины, то есть содержимого собственного кармана. Вернее, котомки. Ваша авоська — еще одна интересная особенность Diablo. В отличие от традиционных RPG, здесь вы не обнаружите лимита на вес: лишь ограничения на размеры. Ваш рюкзак аккуратно размечен на сектора. Каждый предмет занимает определенное количество квадратов. Кольца, амулеты, кучки денег, эликсиры, свитки — по одному. Мечи, палицы — по три, причем по вертикали. Оно и понятно: вряд ли вам захочется сворачивать клинок в
трубочку… Все остальное оборудование занимает по шесть квадратов (2х3). Идея великолепна.
Непонятно лишь, почему игрок не может разместить свою запасную кольчугу горизонтально, а не вертикально. Остается понять, чем будем набивать нашу тару…
Оборудование
Вооружение и защита в игре поделены на три типа: обычный, магический и уникальный. Первый тип обладает лишь базовыми свойствами: кольчуги, шлемы и щиты поднимают ваш Armor Class, любое оружие повышает силу удара. У каждого предмета существует несколько подтипов. К «мечам» относятся все клинки — от простого ножа до огромного двуручного меча. Они отличаются по силе удара, запасу прочности и предъявляемым к характеристикам героя требованиям (для использования того или иного предмета от вас могут потребовать определенного уровня Strength, Magic или Dexterity). Точно так же отсортированы топоры, палицы и боевые шесты. Кольчуги, шлемы и щиты также имеют немало разновидностей.
Магические аксессуары, называемые Premium Items (у кузнеца), прибавляют к базовым характеристикам вещей один или два эффекта. Такой предмет может обладать как положительным, так и отрицательным влиянием на хозяина.
Список характеристик героя, на которые могут воздействовать магические объекты, очень велик. Начнем с того, что такое оборудование действует лишь в том случае, если оно не лежит праздным грузом в рюкзаке, а надето на вас (либо зажато в руке). Абсолютно гениальной находкой авторов стало создание двух таблиц эффектов — префиксы и суффиксы. Например: GODLY shield OF THE STARS (+180% armor, +11 all attributes, 14 armor class). Расшифруем: за основу взят щит, обладающий 14-м уровнем AC. Приставка GODLY увеличивает эту цифру на 180%, а суффикс OF THE STARS повышает все основные характеристики вашего героя на 11 очков.
Теперь представьте себе: существует обширный список базовых вещей, а также солидный запас префиксов и суффиксов. Получается воистину огромное количество абсолютно неповторимых вещей! Великолепно!
Ну а что такое «уникальные вещи»? По сути дела, это то же магическое оборудование, но обладающее гораздо большим количеством «побочных» эффектов. Причем отрицательно действующие вещицы попадаются гораздо чаще. Почему они уникальны? Все просто — их нельзя купить в магазине (зато можно продать). В Single Player уникальными вещами обладают герои-монстры:
это либо уникальные создания вроде Butcher’а или Skeleton King’а, либо «обычный» зверь, имеющий имя собственное и отличающиеся от серийных характеристики.
Отдельно выделим кольца и амулеты. Их тоже невозможно купить, хотя они относятся к классу магических вещей. Сами по себе эти штуковины не обладают никакими свойствами, зато наличествующие в них волшебные силы делают их наиболее привлекательной добычей. Зачастую они оказываются куда более полезными, чем самая лучшая кольчужка.
Магия
Все вышеперечисленное относилось исключительно к вещам физическим, ощутимым. Ими занимается магазинчик кузнеца, их достает хромоногий мальчишка (есть в деревушке и такой). Но существует еще один магазин — посвященный единственно магическим делам. У ведьмы вы найдете все
необходимое для чародея: пергаменты с заклинаниями, книги, дающие возможность запоминать заклинания, эликсиры, помогающие восстановить Mana или поднять одну из четырех характеристик героя на одно очко, а также позволяющие купить или перезарядить волшебный посох.
Все это приводит нас к вопросу: чем характерна магия в Diablo? Волшебник может пользоваться магией в трех ее воплощениях: свитки дают возможность использовать даже те заклинания, которых вы не знаете. К несчастью, все они одноразовые. Далее идут посохи — еще один заменитель настоящего искусства. Любое подобное оружие имеет ограниченное количество зарядов указанного заклинания. Маги могут перезаряжать посох собственноручно, остальным же приходится обращаться за помощью к ведьме. И, наконец, книги. Прочитав один такой томик, описывающий
определенное заклинание, вы запоминаете его. Зная заклинание, игрок может использовать его бесконечное количество раз. Единственное ограничение — запас магической энергии, который приходится постоянно пополнять.
Существует четыре уровня сложности spell’ов. Находясь в более высокой категории, заклинание не только является более дорогим (речь о стоимости книги), но и более мощным, эффективным. Выгода применения настоящей магии еще и в следующем: оказывается, прочитав новую книгу, касающуюся уже знакомого вам заклинания, вы совершенствуете свое умение в его использовании. Spell Level каждого волшебства может лежать в пределах от 1 до 15. Поднимая уровень spell’а, вы увеличиваете его силу и уменьшаете расход энергии.
Тактика
В Diablo очень детально продумана техника боя. Наносящий первый удар получает преимущество. Дело в том, что вместе с уменьшением HP жертва (ею можете стать и вы) на несколько мгновений теряет контроль. Зачастую этого достаточно для нанесения следующего пинка. Если у вас очень быстрый удар, что зависит от Dexterity, или у жертвы очень плохая реакция, то вы можете провести целую серию, завершающуюся смертью противника. Другое дело, если на вас нападет сразу несколько монстров. Тогда, даже если вы ловко обхаживаете одного из них, остальные смогут прервать вашу комбинацию.
Слово предостережения: потеря контроля означает не только невозможность ответить ударом на удар, но и уменьшение ваших шансов отступить. Начинающим экзорцистам (изгоняющим дьявола) не советуется бросаться на толпу врагов именно по этой причине. Попав под перекрестный огонь, вы сможете лишь умереть, причем очень быстро. Как справиться с подобной ситуацией? Когда вас бьют уже восемь огромных зверюг — никак. Зато к такому повороту дел можно подготовиться
заранее.
Обратим взоры к графе Armor Class в личной характеристике героя. Число, стоящее в ней, — наш главный козырь в защите от ударов. Чем больше AC, тем больше вероятность, что монстр, знакомя вас со своим оружием, промахнется. Более того, наличие хорошей защиты сможет погасить часть удара, приняв его на вашу кольчугу, щит и шлем. Кстати говоря, если у вас есть щит, то герой зачастую автоматически парирует им удары. Хочется отметить и предельно упрощенный интерфейс игры. Нажатием левой кнопки мыши вы указываете либо местечко, куда должно отправиться ваше виртуальное воплощение, либо несчастного зверя, которого вы собираете «обижать». В последнем случае ваш вояка будет гоняться за осужденным до тех пор, пока не сможет нанести удар. Правая кнопка припасена
для реализации выбранного вами заклинания. Все! Это почти полный перечень команд управления в Diablo. Впечатляет, не правда ли?
Multiplayer
Немного освоившись с управлением и «накачав» героя примерно до 10 уровня, можно попробовать multiplayer. Diablo допускает игру по модему вдвоем, использование нескольких (!) сериальных (порт RS-232) проводов (2-4 человека — такого еще не было) и игру по сети. Впрочем, изюминкой стала сеть Internet-серверов Battle.net. Здесь собираются люди со всего мира, чтобы посостязаться друг с другом, а чаще всего — убить Diablo. Только что попавший на один из серверов сети игрок оказывается в chat-канале, где отдыхающие вояки обмениваются
информацией, предложениями и угрозами. Каждый из них имеет свою визитную карточку: тип персонажа, его/ее имя и уровень. У некоторых «фотографий» есть крохотные красные точки, говорящие о том, сколько раз данная персона убила Врага. Предел — три точки — соответствует количеству уровней сложности в игре.
Если вы все-таки смогли отвлечься от бесед и вспомнили, что явились в «Интернет» сражаться, то можете либо начать новую игру, либо присоединиться к уже существующей. В последнем случае кроме названия игры вы получите все ту же карточку организатора, а также уровень сложности. Интересно, что, опасаясь за здоровье игрока, Blizzard сделал ограничения на вход в Nightmare и Hell: вы сможете играть на этих уровнях сложности, лишь достигнув 20 и 30 уровня соответственно.
Войдя в игру, вы получите информацию о том, кто на данный момент в ней находится. Бывает и так: организатор канала давно ушел, но игра существует до тех пор, пока в ней остается хотя бы один пользователь.
Еще один занятный факт — вы можете изменять «отношение» своего персонажа к игрокам в любой момент. Deathmatch-положение приравнивает остальных персонажей к монстрам, тогда какCooperative не позволит вам врукопашную атаковать товарища по оружию. Авторы позаботились о том, чтобы всегда можно было определить, кто убил того или иного игрока — монстр или человек. Если человек (их в сети называют PKiller’ами — player killer), то где-нибудь обнаружится ухо (!) убитого. С другой стороны, победивший на дуэли всегда может доказать
свой выигрыш.
В заключение — о безопасности игры. Blizzard приложил немалые силы, чтобы multiplayer-игру было труднее «сломать». Явных save game’ов в multiplayer не существует, а информация об игроке зашифрована и спрятана. Умные люди из Blizzard пожертвовали даже удобством пользователя, возможностью делать backup героя. Они рассуждали верно: допустим, вы сделаете копию героя, затем войдете в multiplayer-игру вместе с другом и оставите все свои пожитки под его присмотром; скопировав обратно backup-файл, вы вернетесь в игру и… вуаля! — у вас стало вдвое больше денег, удвоилось и количество ваших предметов!
Словом, авторы потратили немало времени, чтобы сделать игру максимально интересной. Такой она и получилась! После месяца (!) каждодневных баталий, Diablo все еще привлекательна. А это показатель. Отсюда и оценка (честно говоря, самая высокая из всех, которые я когда-либо ставил).
— Александр Вершинин
P.S. Игру все-таки сломали! Но обманщики легко опознаются: 49 уровень, а вы никогда не убивали Diablo?! Вы не совсем честны, батенька!..
Системные требования:
486/100, 8 Мбайт RAM, 2-скоростной CD-ROM, 10 Мбайт на HDD, Windows 95, мышь
Оценки:
графика 99%
звук 99%
сюжет 99%
интересность 99%
К слову (тут уже Игроглаз берет в руки микрофон) в статье не написано откуда у близзов взялась идея создать Diablo.. Этот пробел я заполнил, написав в 2015 году статью в «Навигатор Игрового Мира»: Жанр roguelike: откуда торчат уши Diablo