Журнал: Навигатор Игрового Мира
Номер: Сентябрь (№189) 2014
Название статьи: Black Desert
Игра: Black Desert Online
Жанр: sandbox MMORPG с элементами RTS
Издатель: GameNet
Разработчик: PearlAbyss
Дата выхода: I квартал 2015
Платформы: PC
Исходная версия статьи:
Ребятки, вымысел — правда, запрятанная в ложь,
и правда вымысла достаточна проста:
магия существует.
Стивен Кинг. «Оно»
Представьте себе небольшой средневековый городок. Светает. Ремесленники открывают свои мастерские, торговцы раскладывают товары на прилавках.. Проходит пара часов, и на улицах появляется заспанная аристократия с белоснежными зонтиками. Начинается обычный день – рыночная площадь полна народу, по узеньким прилегающим к ней улицам проходит вереница самых разных людей – крестьян, мастеровых, книгочеев, прекрасных дам и изящных вельмож, бедняков в лохмотьях, вороватых проходимцев, и, конечно же, отважных героев.
А герои словом сказать довольно органично вписываются во всю эту красоту: вот мимо детворы прошел маг в причудливых одеяниях, рассмешив детишек радужной вспышкой; ему на встречу вышагивает гигантский вояка с огромными двуручными топорами в компании с грациозной лучницей, фигуристой как лань, которая окидывает заинтересованным взглядом воина из благородных, который высекает искры кремнем на своем и так остром как бритва полуторном мече.
Да, атмосфера средневековья в BDO передана удивительно реалистично, такое ощущение, что разработчики изобрели машину времени. В городе вокруг вас постоянно снуют NPC, при чем не просто ходят как зомби с постными физиономиями – гляди, огромный бородач тащит на своей спине бочонок.. И по его напряженному лицу видно, что ноша его действительно тяжела. А вот стоит скучает, ковыряясь в носу, упитанный стражник – на лбу которого написано три класса образования и мечты о предстоящем обеде в таверне. Подобные детали сразу подкупают – чувствуется, сколько труда вложила в свое детище корейская команда разработчиков PearlAbyss.
Первое, что бросается в глаза – потрясающая для MMORPG графика. Обычно разработчики зажимают этот аспект, полагая, что в онлайн играх устаревшая картинка и слабые системные требования обеспечат наибольший охват аудитории. Разработчики BDO расхрабрились и предоставили нам графику с изумительной детализацией. Художники сделали почти невозможное – порой кажется, что перед вами не 3D модель, а фотография. Конечно, окружающий мир – трава и деревья – выполнены попроще, еще есть куда стремиться, но текстуры персонажей очень впечатляют.
Погружению в игру способствует не только графика. Она скорее является приятным дополнением, рамкой, в которой запечатлен действительно удивительный и изменчивый мир. Вернемся к нашему городку – день подходит к концу, сумерки неторопливо опускаются на кишащий людьми муравейник и последние лучики солнца обагряют крыши домов. Торговцы привычно запирают свои лавочки, а харчевни, наоборот, пошире открывают двери перед приближающимся ночным раздольем. Наступает ночь. Буквально десять минут назад улицы кипели разномастным людом – но вот, стало темно, и из подворотен выползли подозрительные тени. Даже стражники убрались подобру-поздорову. Вдруг закапал дождь – и даже тени исчезли с улиц, лишь из таверны доносятся приглушенные голоса. Город спит.
Смена дня и ночи, погодные эффекты, влияющие на игровой процесс – вот одни из главных, и, справедливо сказать, революционных фишек игры. Мир живет, он динамичен – в одной и той же области может стать холодно, да так, что кровь стынет в жилах, и вашему герою потребуется теплая одежда, чтобы комфортно себя чувствовать в бою; или же вдруг засверкает солнышко, и вы будете истекать потом и даже получите дебаф, пока не додумаетесь снять с себя теплый кафтан. Не только температура, но и погодные эффекты существенно влияют на характеристики персонажей. Попали под дождь? Теперь махать мечом станет гораздо сложней; одежда намокает, а на земле расползаются лужицы. Занесло в пустыню? Без верблюда вы будете идти по ней целую вечность.
Реальная виртуальность
В этой игре многое как в реальной жизни. Наверное, что-то похожее мы хотели увидеть в Ultima Online 2, которая так и не случилась. BDO – это гигантский бесшовный мир как два World of Warcraft’а, в котором отсутствуют инстансы – любое подземелье могут посетить сколько угодно людей (ave, UO!); non-target боевка, в которой важно умение и тактика, а не только циферка уровня; в меру разумные NPC не вываливают свои проблемы в виде квестов первому встречному – сначала надо познакомиться и завоевать их доверие…
Мощь Black Desert Online – в деталях. Взять, к примеру, крафтинг. Чтобы создать маломальскую вещь, нужно экспериментировать. Причем не просто смешивать ингредиенты, что мы уже могли наблюдать в Guild Wars 2 и The Elder Scrolls Online, но и находить нужные пропорции. Недаром, Менделеев потратил столько сил, чтобы найти заветные 40% – нам предстоит сделать тоже самое – пока
вы не найдете нужную пропорцию ингредиентов, у вас будут получаться весьма посредственные изделия. Для того, чтобы сделать банальное зелье, нам нужно осуществить целый производственный процесс – найти и собрать травку, высушить ее, растереть в специальной ступе и, наконец, сделать отвар в алхимическом котле, который также надо где-то взять… Даже банальная рыбалка не так проста – не засиживайтесь надолго с удочкой – иначе ваш улов протухнет до того, как вы умудритесь из этой рыбки что-то приготовить.
Физические процессы не ограничиваются протуханием рыбы. В игре присутствует очень реалистичная модель передвижения персонажей; есть инерция, которую надо учитывать в бою. К примеру, ваш скакун не может просто так взять и остановиться на месте; при резком торможении его несколько протянет вперед; у маунтов есть даже специальный скилл – «Резкая остановка». Скакуны – это вообще отдельная тема для разговора. Лошадка (ослик, верблюд… есть даже осадные ездовые слоны) – ваш самый верный друг и товарищ. Животное можно подковать, прикупить новую уздечку и седло, выучить паре новых трюков – и это все не просто «косметика», а вполне реальное улучшение вашего питомца, от скорости и живучести которого зачастую зависит ваша жизнь.
КОНЕВОДАМ НА ЗАМЕТКУ
Лошадку нужно кормить, поить, ухаживать за ней. Просто так «сложить» питомца в инвентарь невозможно, конь – это не просто иконка 30х30 пикселей в инвентаре, это, черт возьми, живое существо! И без присмотра скакуна лучше не оставлять – убьют, заберут поклажу и порежут на ремни, воскрешать замучаешься. Так что конюхи в BDO в почете.
Кроме инерции, существуют и другие физические законы, незаслуженно забытые разработчиками большинства MMORPG. К примеру, перепрыгнуть полутораметровый забор обычным прыжком не получится – ваш герой шустро, но не мгновенно перемахнет через него, опираясь рукой. В игре присутствуют элементы паркура – ваш герой способен взбирается по стенам, хватаясь за уступы камней и подтягиваясь, прямо как в Принце Персии или Assassin’s Creed. Помимо красивых трюков, есть и более практичный аспект – BDO нельзя проходить через других игроков – это означает, что в бою можно держать строй; блокировать узкие перешейки во время осад или зажать посетителей подземелья внутри и перебить как крыс в норе.. В общем, все это дает целый пласт тактических ухищрений.
Ближе к телу
Но хватит говорить о погоде, рюшечках и заборах. Давайте окунемся в жестокий мир средневековья – феодальных разборок, жестоких схваток на дорогах и узаконенного рабовладения. Да, вы не ослышались – для крафта можно использовать невольников. Крафтинг во многом нацелен на то, чтобы дать вам почувствовать себя рачительным помещиком. При чем, это не просто тупой выкуп NPC – вам нужно создать условия для их работы – сделать бараки для работников, склад, куда они будут приносить добытое сырье, разнообразные ремесленные мастерские. Управлять поселением можно на карте, так что разработчики справедливо приписывают BDO дополнительный жанр – RTS. Получается, что мы играем в некие Settlers внутри ММОРПГ – настроив процесс, мы наблюдаем, как в нашем поместье рабочие снуют туда-сюда, занимаясь своими делами. Причем, нанять NPC можно не только для работы «в поле», но и для ратного дела – например, чтобы они торговали в нашей лавке или охраняли караваны, идущие в далекие страны.
Кстати, о караванах. Помимо традиционной системы торговли добытым или купленным грузом из одного города в другой для последующей перепродажи (можно стать баснословно богатым!), есть еще один интересный аспект. В игре отсутствуют централизованные банки. Подобный опыт уже был реализован в другой хардкорной ММОРПГ – Darkfall Online, где показал себя с хорошей стороны. Вам приходится перетаскивать ваш скарб из одного города в другой, рискуя быть убиенным и обворованным. Ну не все так хардкорно, как в DFO (где помимо прочего full loot) – можно воспользоваться услугами перевозчиков, но это долго и обойдется вам в копеечку. Захотите вы сэкономить или постараетесь не рисковать – ваше дело. В любом случае, вы не застрахованы от грабителей с большой дороги – реализован частичный лут. Если вас убивает монстр или игрок – вы теряете опыт, и с небольшой вероятностью на вашей тушке останутся некоторые предметы, доступные всем желающим. Если вы умираете будучи ПК с плохой репутацией – шанс дропа предметов гораздо больше. Особенно активно падают заточки (ave, Lineage!) и прочие дорогие безделушки, улучшающие ваше оружие и броню.
Так что прежде, чем отправляться в рискованное путешествие – задумайтесь.. Может стоит заняться чем-то менее травмоопасным? Например, пообщаться с местными жителями. Наладив хорошие отношения с поселянами, послушав сплетен и слухов, возможно вы сможете добиться большего, чем ваш коллега-рубака, ведь в игре реализована система «знаний», которые вы получаете автоматически по мере ваших приключений. При чем, знания бывают очень разных областей – от политики, в которой вы натореете по ходу общения с вельможами, до экологии, которая познается в основном в процессе истребления диких животных и монстров.
Сие истребление происходит весьма любопытно – боевка состоит из множества комбо, нажатий нескольких клавиш одновременно, ударов с разбега и в прыжке. Добавьте к этому активный блок, уклонения и прыжки, которые расходуют стамину.. Бой динамичен, даже чересчур. Любителям файтингов (кстати, можно играть используя геймпад) – очень понравится, ну а более спокойным товарищам лучше сначала поиграть дальнобойными классами. Говоря о классах, стоит сказать, что их планируется ввести около 10 – казалось бы не слишком много, но древо навыков делает их довольно гибкими – вполне реально сделать что-то необычное, например, милишного волшебника.
КЛАССЫ
Всего пока известно 6 классов: Giant – гигант с огромными топорами, способный превращаться в оборотня; Sorcerer – маг, повелитель стихий; Ranger – лучница, порхающая по полю боя как бабочка, Warrior – доблестный воин, мастерски владеющий щитом; Tamer – приручатель или даже скорее призыватель могучих существ; Blader – мечник, виртуоз катаны, способный при случае угостить врага стрелами. Классы довольно интересны, чего только стоит Tamer, призывающий фантасматоричного черного пса, которого можно оседлать и гордо разъезжать на нем по окрестностям.
Кстати, о лекарях и баферах можно забыть – в каждый из классов интегрированы соответствующие умения. Прибавит разнообразия и то, что способности класса зависят от пола персонажа: маг-мужчина зовется Wizard и специализируется на дальнобойном AoE и бафах, а женщины (Sorcerer) – особенной искусны в заклинаниях, наносящих урон со временем (DoT) и рукопашном бою. Плюс ко всему, система случайно прибавляемых скилл поинтов, появляющаяся после 40 уровня практически исключает вероятность существования двух одинаковых персонажей.
Система уровней и прокачки – самый спорный вопрос, который может отпугнуть от BDO многих потенциальных игроков. Дело в том, что в игре отсутствует лимит прокачки, лишь после 50 уровня опыт идет очень медленно, но фактически бесконечно; а само получение опыта целиком и полностью подвязано на гринд – за выполнение заданий опыта практически не дают. Можно разглядеть в этом и плюсы – например, веселые ПвП зарубы за место на вкусном споте; но казуалам, коих в ММОРПГ нынче большинство, подобная система может показаться бо́льной, если они, конечно, не играли до этого в Lineage.
Из линейки пришла не только система прокачки, но и любимые многим осады. Это отдельная фича всех корейских ММОРПГ, суть которой разработчики BDO решили особо не менять, а лишь сдобрить парой приятных нововведений, например, появились слоны – многоместные маунты, несущие смерть и разрушение на полях гильдийских сражений, в которых, к слову, может участвовать до 800 человек. Будут и пушки, и осадные орудия и даже наемные NPC, которых можно будет выстраивать в боевые порядки. Настоящая война! Ну а победитель получает контроль над системой налогов и ценами в регионе, при чем каждому члену гильдии выплачивается «зарплата», так что проблем со стимулом захвата территорий не возникнет.
К сожалению, в рамках превью невозможно рассказать обо всех особенностях BDO. Уже сейчас основа игры доделана, и на носу третий этап ЗБТ. Признаться, когда я впервые узнал об BDO, я отнесся к обещаниям разработчиков довольно скептически, полагая, что они вряд ли осилят воплотить даже половину своих задумок.
Но уже в сыром ЗБТ становится ясно, что игра удалась. BDO – если и не прорыв, то по крайней мере игра, которая привнесла новые стандарты в разработку онлайн игр. Казалось бы не самые ключевые в традиционном ММО-геймплее элементы, как динамическая система погоды и наполнение городов «живыми» NPC – очень сильно меняют игру и углубляют ваше погружение в мир. Есть спорные моменты – чересчур бешеная боевка; f2p-система, которая часто убивает игру донатом; опасность неизбежного гринда***, который может привести к повальному ботоводству; проблемы выживания соло и казуальных игроков и другие разнокалиберные опасности. Скрестим пальцы, чтобы игра избежала этих проблем, успешно релизнулась и встряхнула несколько скудные на новаторство MMORPG миры.
Комментарии к статье:
- Статья писалась на основе корейского ЗБТ, а именно просмотра обрывочных видео по игре, перевода _корейских_ обзоров и фраз разработчиков в интервью. Сам я при этом в игру не играл (довольно типичная ситуация в игровой журналистике, когда пишешь превью).
- *** Поиграв в русскую Black Desert спустя год после написания данного превью, я глубоко разочаровался в игре. Все, что меня так радовало и удивляло на корейском ЗБТ было отодвинуто на второй план жутким геймплеем в стиле линейки. Сбылись страхи, которые я озвучил в конце ревью — гринд правит бал. Ванга, к сожалению, снова оказалась права. Подробности в моих первых впечатлениях об игре